Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Методы научного познания в философии

Методы научного познания наблюдение и эксперимент - История и философия науки - Учебные материалы для студентов Наблюдение - это целенаправленное изучение и фиксирование данных об объекте, взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущения, восприятия и представления. Результатами наблюдения являются опытные данные, а возможно, - с учетом первичной автоматической обработки первичной информации - схемы, графики, диаграммы и т. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения установки, приборы, измерительные инструменты, а также специальная терминология в дополнение к естественному языку. На первый взгляд может показаться, что исследователь в акте наблюдения пассивен и занят только созерцанием, пусть даже добросовестным. Но это не. Активность наблюдателя проявляется в целенаправленности избирательности наблюдения, в наличии у него определенной целевой установки: что наблюдать, на какие явления обращать внимание в первую очередь. Разумеется, квалифицированный исследователь не игнорирует и явления, не входящие в его установку в качестве собственных целей данного наблюдения: они им тоже фиксируются и вполне могут оказаться полезными для познания изучаемых им вещей. Активность исследователя в акте наблюдения связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность в форме теоретических установок и научных стандартов. Как говорится, "ученый смотрит глазами, но видит головой". Активность наблюдения проявляется также в отборе и конструировании средств наблюдения. Наконец, обратим внимание на то, что наблюдение направлено на невнесение возмущений в естественные условия существования изучаемого объекта. Но деяние, связанное с ограничением субъектом самого себя и с контролированием им своих действий, очевидно, есть активность, пусть и особого рода. Так, например, исследователю, проводящему социологический опрос, приходится очень тщательно активно! Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям использовалось ими с древнейших времен - задолго до появления науки в ее нынешнем понимании. Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Количественные наблюдения связаны, естественно, с успехами в развитии теории измерений измерительной техники. Переход к измерениям и появление количественных наблюдений означали и подготовку математизации науки. Структурными компонентами эксперимента являются: а определенная пространственно-временная область "лаборатория"границы которой могут быть как реальными, так и мысленными; б изучаемая система, которая в соответствии с протоколом подготовки эксперимента включает в себя, кроме самого объекта, также такие компоненты, как приборы, катализаторы химических реакций, источники энергии и т. В зависимости от познавательных целей, используемых средств и собственно объектов познания можно выделить: исследовательский, или поисковый, эксперимент; проверочный, или контрольный, эксперимент; воспроизводящий эксперимент; изолирующий эксперимент; качественный и количественный эксперимент; физический, химический, биологический, социальный эксперимент. Становление эксперимента как самостоятельного метода научного познания в XVII. Галилей означало и возникновение науки Нового времени, хотя еще в XIII. Бэкон высказывал мнение, что ученый не должен безоговорочно доверять каким-либо авторитетам и что научное знание должно основываться на экспериментальном методе. Утвердившись в физической науке, экспериментальный метод нашел распространение в химии, биологии, физиологии, а в середине XIX. В настоящее время эксперимент все шире используется в социологии. Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдением: 1 изучаемые явления можно воспроизводить по желанию исследователя; 2 в условиях эксперимента возможно обнаружение таких характеристик изучаемых явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; например, именно таким путем в начале 40-х гг. В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. Во-первых, эксперимент служит связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования. По своему замыслу эксперимент опосредован предшествующим теоретическим исследованием и его результатами: он задумывается на основе определенных теоретических знаний имеет своей целью собрать новые данные или проверить подтвердить или опровергнуть определенную научную гипотезу или теорию. Результаты эксперимента всегда интерпретируются с точки зрения определенной теории. И вместе с тем по характеру используемых познавательных средств эксперимент принадлежит к эмпирическому уровню познания, а его результаты - это установленные факты и эмпирические зависимости. Во-вторых, эксперимент принадлежит одновременно и познавательной, и практической деятельности: его цель - приращение знания, но он связан и с преобразованием окружающей действительности, пусть даже пробным и ограниченным областью и содержанием конкретного эксперимента. В том случае, когда речь идет о крупномасштабном производственном или социальном эксперименте, он оказывается в полной мере формой практики.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
xn--d1aaf6a.xn--p1ai