Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Анализ стиха я мечтою ловил уходящие тени

Обучение интерпретации лирического текста на примере стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени. » Учитель МОУ СОШ п. Методические приемы: работа в группах, анализ стихотворения. Оборудование урока: портрет Бальмонта, карточки с заданиями для каждой группы, карандаши, маркеры. Словарная работа: цензура, «непосредственное конкретное содержание» стихотворения; «скрытое, глубинное, символическое» содержание стихотворения. Эпиграф: Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори! Учитель читает отрывок из письма Анненского, написанного близкой знакомой. «Любите ли вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной - только по совпаденью - влажный, почти парный, когдакогда солнце еще не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветленными, почти нежными? Сейчас я из сада. Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, и еще эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые. Я шел по песку, песок хрустел, я шел и думал. Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, какнепрестанно создающего очаровательно-пестрый сон бытия? Нет, слова мало для этого. Слово слишком грубый символ. Поэзия, да: она выше слова». Но это всего лишь письмо, одно из многих, которые написаны поэтом, и оно свидетельствует о напряженном духовном бытии поэта, о глубине его отношения к миру. Я умышленно не называю имя поэта, потому что для каждого из поэтов серебряного века характерно сложное отношение к миру, глубокое душевное напряжение. Чтение эпиграфа к уроку. Мы продолжаем наше знакомство со сложной, до сих пор до конца непонятой поэзией серебряного века. Цель нашего урока - продолжить обучение анализу лирического текста на примере стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени. » У вас уже накоплен богатый опыт интерпретации лирического произведения, вы многое знаете, много умеете, но сегодня наша задача усложняется, мне хотелось бы, чтобы вы научились сами находить способы усвоения ииными словами, предложили свои приемы анализа стихотворения. Итогом нашего исследования станет творческая работа, в которой вы и попытаетесь дать целостный анализ данного стихотворения. Давайте обратимся к поэзии серебряного века и вспомним самые заветные, самые любимые строки. Ученики по желанию читают свои любимые стихи. Обратили ли вы внимание на то, что « вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя: искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания. Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель. Определяя символическую поэзию, Бальмонт выделял в любом стихотворении «два содержания»: «непосредственно конкретное» и «скрытое, глубинное, символическое». Давайте проверим, действительно ли это так? В 1895 году Бальмонт выпускает новую книгу «В безбрежности», которая открывается знаменитым стихотворением «Я мечтою ловил уходящие тени. Чтение и анализ стихотворения. Стихотворение о том, как лирический герой восходит на башню во время захода солнца, чтобы «задержать», сохранить для себя исчезающий солнечный свет. Но в отличие от профессионального анализа это будет скорее всего, по словам Анненского, «выяснение того, что особенно поразило, осталось неясным и попытка в нем разобраться». Мы попытаемся раскрыть тайный смысл стихотворения Бальмонта, работая в группах. Каждая группа получает задание и после его выполнения делится результатом своего исследованиями со всем классом. Определите особенности композиции и ее роль в раскрытии духовных стремлений лирического героя. Попытайтесь графически показать особенности композиции. Что нового в понимание символического смысла стихотворения вносит эта схема? В стихотворении повторяются рифмующиеся слова первой и последней строф; кроме того, повторяется одна пара рифм второй и предпоследней строф «вдали» - «Земли», «Земли» - «вдали»причем повторяются зеркально симметрично по отношению ко всему стихотворению. Такой способ рифмовки создает композиционное кольцо. Графически это будет выглядеть так: Я мечтою ловил уходящие тени, У ходящиеЯи дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Т ем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли Ч ем я выше всходил, тем светлее сверкали, Т ем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, У же ночь наступила для уснувшей Земли, Д ля меня же блистало дневное светило, О гневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, У ходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожалиУже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, У ходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. Если говорить о каком-либо движении лирического героя, то создается ощущение, что это движение по кругу, может быть, движение без конца. И символический смысл этого стихотворения - в безграничности движения, в «безбрежности». Обратите внимание на ритмическую организацию стихотворения. С помощью схемы установите место цезуры в каждой стихотворной строке. Какой образ помогает создать цезура? Ритмическая организация стихотворения, на наш взгляд, тоже содержательно значима. Здесь нечастый размер - цезурованный четырехстопный анапест с чередующимися женскими и мужскими окончаниями. С помощью цезуры поэт создает нужную ему ритмическую окраску. В этом месте стихотворная строка разрывается, при чтении это выражается паузой. Создается образ преграды, барьера, который пытается остановить устремленное движение лирического субъекта. Я мечтою ловил уходящие тени, УходящиеЯи дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. На какие тропы и стилистические фигуры в стихотворении вы обратили внимание? Попытайтесь в виде схемы изобразить прием буквального повтора. Что нового в понимание символического смысла стихотворения вносят ваши наблюдения? Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Яи дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. И чем выше я шел, тем ясней рисовались,Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. Внешние очертания бальмонтовских образов лишены графической четкости. Поэт наносит лишь контуры предметов: «уходящие тени», «очертанья вдали», «отуманенный взор», «какие-то звуки». Обращает на себя внимание четырежды повторенная метафора «дрожали ступени». Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, зыбкости, переменчивости, мимолетности. Излюбленный ритмический ход Бальмонта — повторы разных типов. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени. » все построено на буквальных повторах. Каждая последующая строка начинается с тех слов или даже словосочетаний, которыми заканчивалась предыдущая. Схематично это можно изобразить в виде ступеней, что зрительно усиливает тему стихотворения, как тему постоянного движения вверх. А если вспомнить, что повтору предшествует цезура, создающая образ преграды, то мы увидим, что это «препятствие» преодолевается приемом буквального повтора, развивая в сознании читателя центральную тему стихотворения, как тему постоянного движения-преодоления. Определите световую гамму стихотворения. Какой прием вы могли бы предложить для выявления символического смысла стихотворения? «Колорит стихотворения создается не цветом, а светом - большей или меньшей освещенностью». Если попробовать заштриховать каждую строфу различными оттенками черного цвета, то ясно можно увидеть, что движение идет от тьмы к свету. Поэтому « главная зрительная тема — борьба света с мраком. Она открывается элегической картиной вечера. В анализируемом стихотворении Бальмонта рядом контекстуально синонимичных т. Этому эмоционально-выразительному ряду, инерции угасания противостоит другой ряд, также прослеживающийся с начала до конца текста, - открывающиеся горизонты становятся все ярче, все светлее. Таким образом, усиление контраста «тьма - свет», осмысление его становятся композиционным стержнем стихотворения. Домысливаяможно представить движение лирического субъекта от тьмы к свету, от незнания - к знанию, от бездуховности — к чему-то высокому, светлому. И это вечное движение, где нет начала и конца на это, кстати, указывает и обилие глаголов несовершенного вида«но есть целенаправленность: движение к свету». Бальмонта, то можно сказать, что оно передает «победный восторг восхождения к незакатному сиянию бытия». Не случайно в качестве эпиграфа к уроку я взяла строки из другого стихотворения Обратите внимание на эпиграф и название урока. Таким образом, стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени. » - еще одно свидетельство вспомните начало нашего разговора напряженного духовного бытия Поэта, свидетельство его глубинного отношения к миру. Вы имеете право сказать мне: зачем же мы испортили какими-то значками одно из самых прекрасных стихотворений в русской поэзии? Но без значков и схем мы не смогли бы увидеть то, о чем сегодня так интересно рассказывали. Утешением является сознание, что в книге поэта это стихотворение осталось неиспорченным, и там оно по-прежнему приносит читателю радость и счастье. А знания о строении стиха, как оно было задумано поэтом, может быть, для некоторых читателей сделает эту радость более полной. Что пережито и осмыслено в его пределах? Что испытали вы: «познавательное дивование» или «спасительное недовольство собой»? Завершить итог своих наблюдений над стихотворением творческой работой. В чем смысл духовных устремлений лирического героя? Форму творческой работы каждый выбирает по своему желанию.Это подтверждает пристрастное отношение Бальмонта — символиста к звуку и музыкальности стиха. Он не может смириться с тем, что восторг зависит от необъятности мирового пространства, и этим приближает новые и новые открытия для человеческой души. Поэтому не страшно отдаляться от чего-то дорогого сердцу, потому что впереди — мир ещё прекраснее высвечивает это же самое, оставшееся вовсе не в прошлом пространстве… Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. Повинуясь новым ощущениям и принимая их как откровение, поэт, а вернее — лирический герой делает ещё одно открытие: всё встречное и вызывающее в его душе восторг одновременно и прощается с. И снова, чтобы войти в состояние блаженства, надо, как советует Достоевский, целовать землю, всех любить. Таков лирический герой Бальмонта в им же созданном мире. Первое сомнение вкралось в душу, потеснив восторг новизны. Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Лирический герой начинает оправдывать целесообразность восхождения. Тени уже обгоняют его, те самые, которые несколько мгновений назад он научился «ловить». Восторг встречи и грусть прощанья сливаются в божественное чувство блаженства со слезами на глазах. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намёков, настроения, музыкального звучания. А зашёл он туда, где уже нет его Оберега — Земли, нет рядом Бога — Нового, нет вечного приюта душе человека. Замешательство усиливает момент догорания солнца, исчезает и последних между Богом и Землёй. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И всё выше я шёл, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. Есть третья особенность, достигаемая рефреном: близкое становится далёким, а далёкое близки, и в постоянном чередовании пространств — гармония. Но лирическому герою не хочется возвращаться в исходную точку, хотя он уже в этом не волен. Это высшее состояние человеческого духа, но до следующего шага ввысь… И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм — поэзию впечатлений. Ему осталось только сохранять позу, что он и делает: имитирует движение вверх. Лирический герой переводит дух и в этот момент оценивает реальное своё положение в мире. Как бы ни было, он узнал, прикоснулся к тайне высшей любви, ко всему сущему, но он опередил события. Но это — самообман. Это уже — память о чудных мгновениях. Похожие сочинения на Анализ стихотворения Бальмонта "В безбрежности"1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Сочинения по произведениям 1 2 3 4 5 Copyright © 2013 blogstudy.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
xn--d1aaf6a.xn--p1ai